Доехать живым: 12 лайфхаков от дальнобойщика

Нормальным годовым пробегом частного легкового автомобиля считаются 20 тысяч километров. Дальнобойщики за такой же срок проезжают в пять раз больше — по самым разным дорогам, днем и ночью, в любую погоду. Какие-то из их секретов наверняка есть в вашей «копилочке», но точно не все!

1. Составьте маршрут и график движения

Прежде чем отправляться в путь, стоит открыть какой-нибудь сайт, чтобы рассчитать расстояние между точками маршрута и время в пути. Составив маршрут, сохраните его — если не в электронном виде, то хотя бы как распечатку, которую вы возьмете в дорогу. Скорее всего, такая шпаргалка вам не пригодится, но там, где нет покрытия мобильных сетей (такое еще бывает!), может и понадобиться.

Пришлось отклониться от маршрута? Делайте поправку по времени. Не пытайтесь нагонять, чтобы попасть в первоначальный график. Это очень опасно.

2. Навигатор в помощь

Даже если вы едете по хорошо знакомой дороге, стоит включить навигатор. Наверняка у вас хорошая память, но помнить все на 1000 км пути вы не можете. Тем более вы не знаете, где сейчас идет ремонт дороги, появилась новая камера контроля скорости, произошла авария. А вся эта информация помогает избежать стрессов.

3. Не примеряйте маску супермена

Водители легковушек любят хвалиться друг перед другом, как они проезжали 1000–1500 км «в один присест». Дальнобойщики могли бы похвалиться и большими «рекордами», но помалкивают. По европейскому соглашению, которое регулирует работу международных автоперевозчиков (оно действует и в России), в течение суток водитель может находиться за рулем не больше девяти часов — причем с одним или двумя перерывами по 45 минут. В отдельных случаях — до десяти часов, но такое допускается не больше двух раз в неделю. После этого водитель должен отдыхать одиннадцать часов, непрерывно. За нарушение полагается серьезный штраф.

4. Выезжайте ранним утром

Лучшее время, чтобы выехать из города, — на рассвете. В таком случае вы избежите утренних пробок. А в пункт назначения в другом городе приедете не в час пик, а в спокойное послеобеденное время. Мы ведь рассчитываем провести за рулем не больше 9 — максимум 10 часов, верно?

5. Не боритесь со сном

Никогда не боритесь со сном, по крайней мере долго. Если чувствуете, что глаза закрываются, воспользуйтесь методом Штирлица: остановитесь в безопасном месте и поспите. Если же вам нужно ехать без остановок, возьмите в путь напарника, с которым будете меняться за рулем. Пока один спит — другой едет. Хотя спать (и высыпаться) в движущейся машине, тем более легковой, могут не все — особенно в сидячем положении. А любое другое будет небезопасным. Так что лучше вернуться к пункту 1 и составить маршрут так, чтобы у вас всегда были комфортные ночевки.

6. Ориентируйтесь на мусорные баки

Не знаете, где встать, чтобы подремать? Ориентируйтесь на мусорные баки. Их ставят на площадках для стоянки транспорта. Как правило, такие стоянки достаточно большие, чтобы вы могли встать подальше от баков. Но лучший вариант — это крупные АЗС или платные стоянки для дальнобойщиков. Старайтесь встать на ночевку на освещенном участке стоянки, а еще лучше под видеокамерами наблюдения.

7. Время — деньги

Платных дорог в стране все больше. Иногда они помогают существенно сократить время в пути (например, поездка из Москвы в Санкт-Петербург с максимально разрешенной скоростью по бесплатной M-10 занимает 9,5 часов, а по платной M-11 — 6,5).

Но за удовольствие приходится платить. Чтобы поменьше стоять на пунктах оплаты (вернее, не стоять вовсе), стоит приобрести транспондер. Он экономит не только время, но и деньги — с транспондером вы получаете скидку в 15–20%. Правда, чтобы оправдать эту покупку (примерно 1500 рублей), придется прокатиться по той же M-11 раз шесть туда-обратно.

8. Ешьте в проверенных местах

Питание в пути — большая тема. Но главное — не есть в случайных местах и избегать жирной пищи. Первое — потому что велика опасность пищевого отравления, а второе — потому что жирная, тяжелая пища вызывает сонливость.

9. Всегда держите в машине запас питьевой воды

Вода необходима, чтобы мыть руки. Если закончится жидкость в бачке стеклоомывателя — заполнить его до ближайшей заправки. В перерывах между вождением обязательно умываться — бодрит. И, конечно, пить. Особенно важно запастись водой, если вы едете летом, по незнакомой дороге с большими перегонами между АЗС.

10. Связи много не бывает

Дальнобойщики общаются по радиосвязи на 15-м канале (частота 27,135 МГц). Но даже при том, что в каждом грузовике стоят CB-радиостанция, водитель держит при себе пару телефонов. Один из них — самый простой и надежный, с большим аккумулятором, чтобы не приходилось часто заряжать. И — желательно — с симкой другого оператора связи. В дороге может быть всякое. Чем больше средств связи (и разнообразнее), тем лучше.

11. Проверяйте состояние машины

Зачем дальнобойщики пинают колеса? У многих это профессиональная привычка — сниженное давление может привести к разрушению шины. Последствия — разнообразные и нередко тяжелые. Водители большегрузного транспорта вообще внимательно относятся к состоянию машин. Водителей легковушек эта тема заботит меньше. Хотя на осмотр тех же колес при остановке уходит пара минут. Потратьте их с пользой — все равно нужно как-то размяться.

И еще при каждой остановке надо протереть стекла, особенно если часть маршрута вам предстоит проехать при низком солнце или ночью. С замутненными стеклами ехать в таких условиях и некомфортно, и утомительно.

12. Сохраняйте спокойствие

Опытные водители знают, что во многих регионах есть свои особенности вождения. Но это не значит, что нужно подражать местным водителям. А вот анализировать их действия, чтобы предугадывать дальнейшие, обязательно. Но даже если все вокруг поголовно нарушают ПДД, все равно старайтесь ехать по правилам. Если в горах вас со свистом обгоняют тонированные Приоры, не пытайтесь восстановить статус-кво. Вы эти машины (и ездоков в них) видите в первый и последний раз.